Решение АК МФ РК - Отказ в возврате НДС по непосредственным поставщикам-сельхозтоваропроизводителям

Вид спора: налоговые споры

Категория налогоплательщика: юридическое лицо

Вид налога: возврат НДС

 

Фабула:

Министерством финансов РК (далее – уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «А» на уведомление о результатах проверки территориального департамента государственных доходов (далее - налоговый орган) о сумме превышения налога на добавленную стоимость (НДС), относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет.

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая налоговая проверка Компании «А» по вопросам подтверждения достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату за период с 01.04.2018г. по 31.03.2021г., по результатам которой вынесено уведомление от 03.09.2021г. о сумме превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, не подтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет в сумме 2 760,5 тыс.тенге, а также о начислении НДС на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан в сумме -1 318,7 тыс.тенге.

 

Позиция налогоплательщика:

Компания «А» не согласно с данным уведомлением о результатах проверки в части НДС, неподтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет в сумме 2 760,5 тыс.тенге и приводит следующие доводы.

         В жалобе отмечено, что по результатам сформированного аналитического отчета «Пирамида по поставщикам» нарушений не установлено, при этом установлено расхождение по трем основным поставщикам сельхозпродукции.

         В соответствии с пунктом 8 Правил возврата превышения НДС утвержденных приказом от 19.03.2018г. №391 Министра финансов РК (далее - Правила №391) установлено, что орган государственных доходов (далее – ОГД) направляет уведомление для устранения нарушений, выявленных по результатам анализа отчета «Пирамида» и (или) назначает встречные проверки.

         В свою очередь Компанией «А» отмечено, что поставщики сельхозпродукции, являются действующими юридическими лицами, при этом, налоговый орган не проверил данные контракты и не убедился в подлинности и достоверности документов и платежей.

         В жалобе также указано, согласно пункта 10 Правил применения системы управления рисками в целях подтверждения достоверности сумм превышения НДС и критериев степени риска, утвержденным приказом от 02.02.2018г. №118 (далее - Правила №118) в случаях, если при формировании отчета «Пирамида» установлен поставщик, являющийся налогоплательщиком производящим товары собственного производства, в том числе налогоплательщиком, то ОГД прекращает дальнейшее формирование отчета «Пирамида» по поставщикам такого налогоплательщика.

         Следовательно, по мнению Компании «А» согласно положениям налогового законодательства, в данных случаях НДС подлежит возврату.

 

Позиция Апелляционной комиссии МФ РК:

 Из акта налоговой проверки следует, что сумма превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, неподтвержденной к возврату, не подлежащей уплате в бюджет составила в сумме 2 760,5, сумма уменьшенного НДС составила 1 318,7 тыс.тенге.

         В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.

         Особенности проведение тематических проверок по подтверждению достоверности сумм превышения НДС регламентированы нормами статьи 152 Налогового кодекса.

         Согласно пункту 1 статьи 152 Налогового кодекса тематическая проверка по подтверждению достоверности суммы превышения НДС проводится с применением системы управления рисками (СУР) в отношении налогоплательщика, представившего:

         налоговое заявление в связи с применением им пунктов 1 и 2 статьи 432 Налогового кодекса;

         требование о возврате суммы превышения НДС, указанное в декларации по НДС (далее - требование о возврате суммы превышения НДС).

         Согласно пункту 2 статьи 137 Налогового кодекса критерии степени риска и порядок применения СУР в целях подтверждения достоверности суммы превышения НДС определяются уполномоченным органом.

         В соответствии с пунктом 9 Правила №118 в отношении налогоплательщиков, отнесенных к категории налогоплательщиков, находящихся в зоне риска, орган государственных доходов за проверяемый налоговый период, формирует аналитический отчет «Пирамида» (далее - отчет «Пирамида») по поставщикам товаров (работ, услуг), в сроки, установленные подпунктами 1) - 2) данного пункта.

         Согласно пункту 11 Правил №118 органом государственных доходов, осуществляющим тематическую проверку, в пределах сроков, указанных в пункте 9 настоящих Правил, анализируются результаты отчета «Пирамида».

         Правила возврата превышения НДС утверждены приказом Министра финансов Республики Казахстан от 19.03.2018г. №391.

         Таким образом, проведение тематических проверок по подтверждению достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату, производится в соответствии с вышеуказанными нормами Налогового кодекса, Правил №391 и с использованием СУР, определенных Правилами №118.

         Следует отметить, что в соответствии с пунктом 10 статьи 152 Налогового кодекса в ходе проведения тематической проверки налоговый орган в случае выявления нарушений по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида» направляет в адрес поставщиков уведомление, предусмотренное подпунктом 10) пункта 2 статьи 114 настоящего Кодекса.

         При этом, если поставщик товаров, работ, услуг проверяемого налогоплательщика состоит на регистрационном учете по месту нахождения в другом налоговом органе, налоговый орган, назначивший тематическую проверку, направляет в соответствующий налоговый орган запрос о принятии мер в соответствии с настоящим Кодексом по устранению такими поставщиками товаров, работ, услуг нарушений, выявленных по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида».

         Согласно пункту 11 статьи 152 Налогового кодекса, для целей настоящего Кодекса аналитическим отчетом «Пирамида» являются результаты контроля, осуществляемого налоговыми органами на основе изучения и анализа представленной налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость и (или) сведений информационных систем.

         При этом аналитический отчет «Пирамида» формируется за налоговый период, предусмотренный пунктом 2 настоящей статьи.

В свою очередь, в соответствии с подпунктом 2) пункта 2 статьи 152 Налогового кодекса не производится возврат НДС в пределах сумм, по которым на дату завершения налоговой проверки, по поставщикам проверяемого налогоплательщика выявлены нарушения по результатам анализа аналитического отчета «Пирамида».

В рассматриваемом случае, тематическая налоговая проверка проведена на основании требования о возврате превышения НДС (далее-требование о возврате), указанного в декларации по НДС (ф.300.00) за 1 квартал 2021г., за 1 и 4 кварталы 2019г. и 4 квартал 2020г. на сумме 2 760,5 тыс.тенге.

Как указано в акте проверки, не подтверждено к возврату превышение НДС в сумме 2 783,7 тыс.тенге:

- непоступление валютной выручки в сумме 13,3 тыс.тенге;

- нарушения, выявленные по непосредственным поставщикам, в сумме 2 551,2 тыс.тенге;

- нарушения, выявленные в результате применения СУР, в сумме 188,6 тыс.тенге;

- излишне предъявленная сумма в размере 30,7 тыс.тенге.

Из акта налоговой проверки следует, что по результатам оценки показателей деятельности Компании «А»  с использованием критериев степени риска суммарный итог превысил пороговое значение (35 баллов) и Компания «А» было отнесена к категории налогоплательщиков, находящихся в зоне риска.

В этой связи, налоговым органом за проверяемый налоговый период, сформирован аналитический отчет «Пирамида» по поставщикам товаров, (работ, услуг), по результатам анализа выявлены расхождения у непосредственных поставщиков.

Согласно информации налогового органа, предоставленной в ходе рассмотрения жалобы, расхождения установлены при сравнении данных деклараций по НДС (ф.300.00) и выписанных электронных счетов-фактур. В этой связи, налоговым органом направлены запросы в территориальные управления налоговых органов по месту регистрационного учета поставщиков на устранение нарушений, выявленных по результатам формирования аналитического отчета «Пирамида»:

- по поставщику Компании «В» сумма НДС, отнесенная в зачет, составляет 1 722,9 тыс.тенге (запрос от 02.08.2021г., сумма выявленных расхождений по отчету «Пирамида» составляет 21 306,1 тыс.тенге);

- по поставщику Компании «К» сумма НДС, отнесенная в зачет, составляет 311,5 тыс.тенге (запрос от 03.08.2021г., сумма выявленных расхождений по отчету «Пирамида» составляет 4 500,0 тыс.тенге);

- по поставщику Компании «Д» сумма НДС, отнесенная в зачет, составляет 516,8 тыс.тенге (запрос от 03.08.2021г., сумма выявленных расхождений по отчету «Пирамида» составляет 71 547,0 тенге).

Следует указать, что согласно пункта 10 Правил №118, в случаях, если при формировании отчета «Пирамида» установлен поставщик, являющийся налогоплательщиком, производящим товары собственного производства, в том числе налогоплательщиком - сельхозтоваропроизводителем (за исключением производителей муки, шкур крупного и мелкого рогатого скота, и лиц, перерабатывающих лом цветных и черных металлов).

В рассматриваемом случае, по указанным поставщикам, являющимися сельхозтоваропроизводителями, формирование аналитического отчета «Пирамида» в отношении поставщиков последующих уровней не осуществлялось, что указано в разделе 2 «Настоящей проверкой установлено следующее» акта проверки.

Таким образом, результаты налоговой проверки по неподтверждению превышения НДС в сумме 2 551,2 тыс.тенге, в связи с выявленными нарушениями у непосредственных поставщиков, являются обоснованными на основании подпункта 2) пункта 12 статьи 152 Налогового кодекса.

 

Решение:

По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение – оставить уведомление без изменения, а жалобу без удовлетворения.

 

Источник: МФ РК https://www.gov.kz/memleket/entities/minfin/press/article/details/70763?lang=ru

Теги: