Вид спора: налоговые споры
Категория налогоплательщика: юридическое лицо
Вид налога: КПН, НДС
Фабула:
Министерством финансов РК (далее – уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «Z» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее - налоговый орган) начислении корпоративного подоходного налога с юридических лиц, за исключением поступлений от организаций нефтяного сектора (КПН) в сумме 23 956,8 тыс.тенге и пени 4 379,1 тыс.тенге, налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории Республики Казахстан (НДС) в сумме 14 091,3 тыс.тенге, а также о сумме уменьшенного убытка в размере 22 306,4 тыс.тенге.
Позиция налогоплательщика:
Компания «Z» не согласно с вынесенным уведомлением в части начисления КПН и НДС, в связи с выявленными расхождения при формировании аналитического отчета «Пирамида», а также увеличения дохода от реализации и облагаемого оборота за период 2019г.
- Относительно увеличения совокупного годового дохода за 2019г. и облагаемого оборота по НДС за 2-4 кварталы 2019г.
В жалобе Компании «Z» отмечено, что основанием для увеличения совокупного годового дохода (далее - СГД) и облагаемого оборота по НДС, послужило то, что мука 1 сорта и высшего сорта реализована физическим лицам за наличный расчет по цене ниже чем индивидуальным предпринимателям и предприятиям за аналогичный период при выписке электронных счетов-фактур (ЭСФ).
Компания «Z» указывает, что доходом от реализации признается сумма дохода, возникающая при реализации товаров, работ, услуг, при этом, доход от реализации определяется в размере стоимости реализованных товаров, без включения НДС. Данная норма Налогового кодекса не регламентирует порядок реализации товаров, а также не влияет на ценообразование товаров и не является основанием для увеличения доходов.
Компания «Z» отмечает, что при реализации муки, в обязательном порядке выдает чек контрольно-кассовой машины, что является подтверждением расчета в денежной форме, при этом, в пункте 6 статьи 166 Налогового кодекса от 25.12.2017г. отражен перечень необходимой информации, которая должна содержаться в чеке контрольно-кассовой машины, однако в данной норме нет требования об обязательном отражении ФИО и ИИН покупателя. Компания «Z» обращает внимание, что согласно пункту 13 статьи 412 Налогового кодекса от 25.12.2017г. не требуется выписка счет-фактур, при реализации товаров, за наличный расчет.
Также в жалобе отмечено, что в условиях рыночной экономики реализация товаров, работ и услуг осуществляется по ценам, определяемым при взаимодействии спроса и предложения. Любая цена сделки считается рыночной, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке товаров.
Компания «Z» считает, что отклонение цены, указанной сторонами сделки при реализации в розницу от рыночной, не может повлечь за собой доначисление налога и пени. Более того, Компания «Z» указывает, что в соответствии со статьей 26 Предпринимательского кодекса РК субъект частного предпринимательства вправе осуществлять любые виды предпринимательской деятельности и устанавливать цены на производимые товары, работы, услуги, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом и законами Республики Казахстан.
Компания «Z» просит учесть, тот факт, что Закон РК «О трансфертном ценообразовании» от 05.07.2008г. не распространяется на вышеуказанные сделки по реализации муки 1-го и высшего сорта.
Из акта налоговой следует, что Компанией «Z» в нарушение статей 227 и 372 Налогового кодекса от 25.12.2017г. занижена сумма дохода от реализации за 2019г., а также облагаемый оборот по НДС за 2-4 кварталы 2019г. на сумму 105 771,5 тыс.тенге.
При этом, основанием для увеличения дохода от реализации и облагаемого оборота на сумму 105 771,5 тыс.тенге, послужило применение к товарам (муке), реализованным физическим лицам за наличный расчет, расчетной средней цены реализации товаров (муке) отгруженной за указанный период индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам.
- Относительно взаиморасчетов Компанией «Z» с 18 поставщиками
Из жалобы Компанией «Z» следует, что по результатам налоговой проверки необоснованно исключены из вычетов расходы и НДС из зачета по взаиморасчетам с 18 поставщиками.
В жалобе отмечено, что согласно подпункту 1) статьи 264 Налогового кодекс от 25.12.2017г. вычету не подлежат затраты, не связанные с деятельностью направленные на получения дохода. Кроме того, согласно статье 264 Налогового кодекс от 25.12.2017г. определен перечень затрат, не подлежащий отнесению на вычеты.
В свою очередь, в жалобе указано, что произведенные расходы Компанией «Z» с вышеуказанными поставщиками связаны с деятельностью, направленные на получения дохода.
В подтверждение своих доводов, Компания «Z» к жалобе прилагает копии договоров, счета-фактуры, акты выполненных работ, накладные, акты сверок.
Как следует из акта комплексной налоговой проверки, Компанией «Z» в нарушение статей 100 Налогового кодекса от 10.12.2008г. и статьи 400 Налогового кодекса от 25.12.2017г. отнесены на вычеты расходы и НДС в зачет по взаиморасчетам с 18 поставщиками.
При этом, основанием для исключения из вычетов и НДС из зачета по результатам обжалуемой комплексной налоговой проверки №121 от 30.12.2020г. послужили выявленные расхождения при формировании аналитического отчета «Пирамида» по взаиморасчетам Компанией «Z» с поставщиками.
Позиция Апелляционной комиссии МФ РК:
- Относительно увеличения совокупного годового дохода за 2019г. и облагаемого оборота по НДС за 2-4 кварталы 2019г.
В ходе рассмотрении жалобы установлено следующее.
Уполномоченным органом в целях вынесения мотивированного решения по жалобе, в соответствии со статьями 181, 186 Налогового кодекса от 25.12.2017г. назначена тематическая проверка Компании «Z» по вопросу правильности исчисления КПН за 2017-2019гг., НДС за 4 квартал 2017г., 1-2, 4 кварталы 2018г. и 2-4 кварталы 2019г.
По результатам проведенной тематической проверки установлено следующее.
Как следует из акта обжалуемой налоговой проверки, основанием для увеличения дохода от реализации продукции послужило, то обстоятельство, что реализация муки 1 и высшего сорта прочим физическим лицам за наличный расчет осуществлена, по цене ниже, чем другим индивидуальным предпринимателям и предприятиям за аналогичный период при выписке ЭСФ. Также, в акте проверки указано о нарушение Компанией «Z» статей 227 и 372 Налогового кодекса от 25.12.2017г.
Следует отметить, согласно подпункту 8) пункта 108 Методических рекомендаций по проведению налоговых проверок, утвержденных Приказом Председателя Комитета государственных доходов от 06.01.2017г. №6, к материалам налоговой проверки относятся расчеты (в случае их наличия) и другие полученные сведения, а также копии первичных документов являющихся доказательной базой выявленных нарушений налогового и иного законодательств.
Вместе с тем, в акте тематической проверки, указано об отсутствии расчета определения средней цены, послужившего основанием для определения заниженной стоимость реализации муки 1 и высшего сорта физическим и прочим лицам в целом за 2019г.
Согласно статье 227 Налогового кодекса от 25.12.2017г. доходом от реализации признается сумма дохода, возникающая при реализации товаров, работ, услуг. Доход от реализации определяется в размере стоимости реализованных товаров, работ, услуг, без включения в нее суммы налога на добавленную стоимость и акциза.
В свою очередь, согласно пункту 1 статья 372 Налогового кодекса от 25.12.2017г. оборот по реализации товаров означает, передачу прав собственности на товар, включая: продажу товара, отгрузку товара, в том числе на условиях рассрочки платежа и в обмен на другие товары, работы, услуги.
Таким образом, указанные нормы Налогового кодекса определяют порядок определения доходов по реализации товаров, работ, услуг, а также оборот по реализации товаров, при этом, данные нормы не устанавливают порядок определения средней расчетной цены по реализации товаров в сравнении с другими хозяйствующими субъектами.
Следовательно, выводы в акте обжалуемой налоговой проверки о нарушении Компанией «Z» статей 227 и 372 Налогового кодекса от 25.12.2017г., послужившие основанием для увеличения СГД за 2019г. и облагаемого оборота за 2-4 кварталы 2019г., являются необоснованными.
Кроме того, в акте тематической проверки, отмечено, что в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 26 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан субъект частного предпринимательства вправе самостоятельно устанавливать цены на производимые товары, работы, услуги, за исключением случаев, установленных Предпринимательским кодексом Республики Казахстан и законами Республики Казахстан.
На основании вышеизложенного, актом тематической проверки результаты обжалуемой налоговой проверки в части увеличения СГД за 2019г. и облагаемого оборота по НДС за 2-4 кварталы 2019г. на сумму 105 771,5 тыс.тенге не подтверждены.
- Относительно взаиморасчетов Компанией «Z» с 18 поставщиками
В ходе рассмотрении жалобы установлено следующее.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 100 Налогового кодекса от 10.12.2008г. расходы налогоплательщика в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, подлежат вычету при определении налогооблагаемого дохода, за исключением расходов, не подлежащих вычету в соответствии с Налоговым кодексом от 10.12.2008г.
Вычеты производятся налогоплательщиком при наличии документов, подтверждающих расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода. Данные расходы подлежат вычету в том налоговом периоде, в котором они фактически произведены, за исключением расходов будущих периодов, определяемых в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства РК о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
Подпунктом 1) статьи 115 Налогового кодекса от 10.12.2008г. установлено, что вычету не подлежат затраты, не связанные с деятельностью, направленной на получение дохода.
В соответствии с пунктом 1 статьи 256 Налогового кодекса от 10.12.2008г. если иное не предусмотрено главой 34 Налогового кодекса от 10.12.2008г., при определении суммы налога, подлежащей взносу в бюджет, получатель товаров, работ, услуг, являющийся плательщиком НДС в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса от 10.12.2008г., имеет право на зачет сумм НДС, подлежащих уплате за полученные товары, включая основные средства, нематериальные и биологические активы, инвестиции в недвижимость, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота, а также если выполняются условия, указанные в подпунктах 1) -5) данного пункта.
Следует указать, что основанием для отнесения в зачет НДС является счет-фактура, в соответствии со статьей 256 Налогового кодекса от 10.12.2008г.
Согласно пункту 8 статьи 263 Налогового кодекса от 10.12.2008г., если иное не предусмотрено настоящим пунктом, счет-фактура, выписанный на бумажном носителе, заверяется: для юридических лиц - подписями руководителя и главного бухгалтера, а также печатью, содержащей название и указание на организационно-правовую форму, если данное лицо в соответствии с законодательством Республики Казахстан должно иметь печать.
Необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 2 статьи 56 Налогового кодекса от 10.12.2008г. налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.
Пунктом 6 статьи 56 Налогового кодекса от 10.12.2008г. определено, что учетная документация включает в себя: бухгалтерскую документацию, налоговые формы, налоговую учетную политику, иные документы, являющиеся основанием для определения объектов налогообложения и (или) объектов, связанных с налогообложением, а также для исчисления налогового обязательства.
Аналогичные нормы предусмотрены статьями 190, 242, 264, 400, 412 Кодекса Республики Казахстан Налогового кодекса от 25.12.2017г.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.
В соответствии с пунктами 1 статьи 7 Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.
Таким образом, расходы налогоплательщика подлежат отнесению на вычеты и в зачет по НДС при условии, что расходы по товарам, работам, услугам должны быть направлены на получение дохода и использованы в целях облагаемого оборота, а также подтверждаться соответствующими документами, подписанные руководителем и главным бухгалтером или работником, уполномоченным на то приказом налогоплательщика
Как ранее отмечено в ходе рассмотрения жалобы назначена тематическая налоговая проверка. В ходе тематической налоговой проверки, налоговыми органами проведены встречные налоговые проверки по указанным в жалобе 18 поставщикам.
По результатам встречных налоговых проверок:
- по 10 поставщикам исключение из вычетов расходов и НДС из зачета признано необоснованным ввиду наличия подтверждающих взаиморасчеты первичных бухгалтерских документов, отражения их в бухгалтерском и налоговом учете;
- по 2 поставщикам исключение из вычетов расходов признано необоснованно, при этом, исключение из зачета НДС по результатам тематической проверки подтверждено ввиду того, данные поставщики не являлись плательщиками НДС;
- по 6 поставщикам взаиморасчеты не подтверждены.
Таким образом, тематической налоговой проверки подтверждены результаты обжалуемой проверки в части исключения расходов из вычетов и НДС из зачета по взаиморасчетам с 10 поставщиками и исключения из вычетов расходов по 2 поставщикам.
Решение:
По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение – отменить обжалуемое уведомление о результатах проверки в части исключения расходов из вычетов и НДС из зачета по взаиморасчетам с 10 поставщиками и исключения из вычетов расходов по 2 поставщикам, а также относительно увеличения СГД за 2019г. и облагаемого оборота по НДС за 2-4 кварталы 2019г. на сумму 105 771,4 тыс.тенге, в остальной части оставить без изменения.