По результатам запуска камерального контроля в период с мая по июнь 2024 года налоговыми органами в адрес налогоплательщиков были направлены извещения и уведомления о завышении вычетов по приобретенным работам и услугам выявленное при сопоставлении сведений по полученным ЭСФ и приобретенных услуг от нерезидента.
В зависимости от степени риска были направлены:
- извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля - по нарушениям с низкой степенью риска;
- уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля - по нарушениям со средней степенью риска;
Извещение направляется налогоплательщику для сведения. Налогоплательщик может проанализировать отклонения, отраженные в извещении и в случае обнаружения ошибок вправе самостоятельно устранить нарушения путем представления доплонительной налоговой отчетности. При этом, подача пояснений по извещениям не обязательна.
Уведомление, в свою очередь, подлежит обязательному исполнению. Исполнить указанные уведомления налогоплательщик вправе двумя способами;
1) в случае согласия с указанными в уведомлении нарушениями устранить выявленные нарушения путем представления налоговой отчетности по уведомлению за налоговый период, к которому относятся выявленные нарушения;
2) в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями представить в налоговый орган на бумажном или электронном носителе пояснения об отсутствии нарушений.
В случае отсутствия нарушений, отклонение между данными ФНО 100.00 и сведений по полученным ЭСФ и приобретенных услуг от нерезидента может быть вызвано различными факторами, в том числе:
1) Приобретенные финансовые услуги (комиссия банка, страхование и др.) без выписки ЭСФ поставщиком согласно статье 397 Налогового кодекса;
2) Приобретенные работы, услуги у неплательщиков НДС на сумму менее 1000 МРП без выписки ЭСФ, отнесенные на вычеты согласно статье 242 Налогового кодекса;
3) Приобретенные работы, услуги у физических лиц по договорам ГПХ (в том числе, у нерезидентов), отнесенные на вычеты согласно статье 242 Налогового кодекса;
4) Приобретенные работы, услуги без выписки ЭСФ, отнесенные на вычеты при наличии фискального чека ККМ с указанием БИН/ИИН покупателя согласно статье 242 Налогового кодекса;
5) Приобретенные работы, услуги без выписки ЭСФ, отнесенные на вычеты при наличии чека, сформированного в специальном мобильном приложении «e-Salyq Business» с указанием БИН/ИИН покупателя согласно статье 242 Налогового кодекса;
6) Понесенные расходы на проезд к месту командировки и обратно на основании электронного билета, электронного проездного докумена, отнесенные на вычеты согласно статье 244 Налогового кодекса;
7) Понесенные расходы на наем жилища вне места постоянной работы работника в течение времени нахождения в командировке с получением ЭСФ на имя работника, отнесенные на вычеты согласно статье 244 Налогового кодекса;
8) Сумма НДС, включенная в стоимость приобретенных работ, услуг не относимая в зачет, согласно пункту 9 статьи 243 Налогового кодекса;
9) Расходы по приобретенным товарам, материалам отнесенные на вычеты в строке 100.00.019H;
10) Приобретенные работы, услуги у нерезидента по доходам, начисленным, но невыплаченным нерезидентам, отнесенные на вычеты и отраженные в строке 101.04.003IV;
11) Приобретенные работы, услуги у нерезидента доходы по которым освобождены от налогообложения в соответствии с положениями международного договора;
12) Приобретенные работы, услуги у нерезидента доходы по которым признаются неподлежащими налогообложению в Республике Казахстан;
13) Курсовые разницы по приобретенным работам, услугам у нерезидента в случае авансовых платежей, возникающие согласно нормам МСФО (IAS) 21.
ОБРАЗЕЦ ПОЯСНЕНИЯ ПО УВЕДОМЛЕНИЮ