Вид спора: налоговые споры
Категория налогоплательщика: юридическое лицо
Вид налога: НДС
Решение Апелляционной комиссии МФ РК: оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Фабула:
Министерством финансов Республики Казахстан (далее – уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «А» на уведомление о результатах проверки территориального Департамента государственных доходов (далее - налоговый орган) о начислении НДС на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории РК.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена тематическая проверка Компании «А» по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты НДС за период с 01.01.2018г. по 31.12.2018г., по результатам которой вынесено уведомление о начислении НДС на произведенные товары, выполненные работы и оказанные услуги на территории РК в сумме 32 400,4 тыс.тенге.
Компания «А», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение налогового органа в части в части начисления НДС в сумме 28 765,1 тыс.тенге и при этом приводит следующие доводы.
- Относительно начисления НДС за 1 квартал 2018 года по Специальному налоговому режиму (СНР)
Позиция налогоплательщика:
В жалобе указано, что по результатам налоговой проверки начислен НДС в сумме 14 671,0 тыс.тенге по деятельности, предусмотренной статьей 411 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» от 25.12.2017г. (Налоговый кодекс).
По утверждению Компании «А», к налоговой проверке представлены соответствующие документы (договоры, счета-фактуры, журналы регистрации счетов-фактур), подтверждающие расходы, тогда как в акте налоговой проверки не отражено в разрезе каких-поставщиков и счетов-фактур из зачета за 1 квартал 2018 года исключен НДС в сумме 14 346,6 тыс.тенге.
Кроме того, в жалобе отмечено, что Компанией «А» в декларации по НДС за 1 квартал 2018 года в строке 300.00.027 І отражена сумма превышения НДС в размере 18 492,8 тыс.тенге, перенесенная из строки 300.00.027 II декларации по НДС за 4 квартал 2017 года.
Тогда как по результатам проверки сумма превышения НДС на 01.01.2018г. в размере 33 302,9 тыс.тенге определена путем перерасчета строк 300.00.027 І, 300.00.027 ІІ деклараций по НДС за предыдущие годы, то есть за периоды, которые не относятся к проверяемому налоговому периоду.
Компания «А» считает, что в соответствии со статьей 140 Налогового кодекса период, подлежащий налоговой проверке, не должен превышать срок исковой давности.
Как следует из акта налоговой проверки, за 1 квартал 2018 года Компанией «А» в нарушение статей 400, 401 Налогового кодекса завышен НДС, относимый в зачет на сумму 14 346,6 тыс.тенге. В нарушение статьи 411 Налогового кодекса занижена сумма превышения НДС, сложившаяся на начало 2018 года нарастающим итогом, в частности по строке 300.00.027 І декларации НДС за 1 квартал 2018 года вместо суммы превышения НДС в размере 33 302,9 тыс.тенге отражено превышение НДС в сумме 18 492,8 тыс.тенге. В связи с чем по результатам налоговой проверки начислен НДС за 1 квартал 2018 года в сумме 14 671,0 тыс.тенге.
Позиция Апелляционной комиссии МФ РК:
В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.
Согласно пункту 1 статьи 400 Налогового кодекса суммой НДС, относимого в зачет получателем товаров, работ, услуг, являющимся плательщиком НДС в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 367 Налогового кодекса, признается сумма НДС, подлежащего уплате за полученные товары, работы и услуги, если они используются или будут использоваться в целях облагаемого оборота по реализации, и указанного в подпунктах 1)-4) данного пункта.
Следует указать, что в соответствии с пунктом 5 статьи 190 Налогового кодекса налогоплательщик (налоговый агент) самостоятельно и (или) через уполномоченного представителя участников договора о совместной деятельности, ответственного за ведение сводного налогового учета, организует налоговый учет и определяет формы обобщения и систематизации информации в виде налоговых регистров таким образом, чтобы обеспечить:
1) формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения операций, осуществленных налогоплательщиком (налоговым агентом) в течение налогового периода;
2) расшифровку каждой строки форм налоговой отчетности;
3) достоверное составление налоговой отчетности;
4) предоставление информации налоговым органам для налогового контроля.
Пунктом 1 статьи 215 Налогового кодекса определено, что налоговым регистром является документ налогоплательщика (налогового агента), содержащий сведения об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением, а также о полученных деньгах и (или) имуществе от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранцев, лиц без гражданства, а также о расходовании указанных денег и (или) иного имущества в соответствии с пунктом 1 статьи 29 Налогового кодекса.
Налоговые регистры предназначены для обобщения и систематизации информации для обеспечения целей налогового учета, указанных в пункте 5 статьи 190 Налогового кодекса.
Правильность отражения хозяйственных операций в налоговых регистрах обеспечивают лица, подписавшие их.
Таким образом, сведения об объектах налогообложения и (или) объектах, связанных с налогообложением содержатся в налоговых регистрах, в которых правильность отражения хозяйственных операций обеспечивают лица, подписавшие их.
В рассматриваемом случае, из материалов и информации налогового органа, следует, что по данным Регистра налогового учета «НДС к возмещению» за 1 квартал 2018 года, составленного Компанией «А» 15.09.2019г. (руководитель С., главный бухгалтер Б.) по строке 300.00.013 сумма НДС по приобретенным товарам, работам, услугам по СНР составила 24 709,7 тыс.тенге, тогда как по строке 300.00.013 декларации по НДС за 1 квартал 2018 года Компании «А» НДС по товарам, работам, услугам отражен в сумме 39 056,4 тыс.тенге. Расхождение составило 14 346,7 тыс.тенге.
Таким образом, данные декларации по НДС за 1 квартал 2018 года (СНР) не соответствуют данным Регистра налогового учета «НДС к возмещению» за 1 квартал 2018 года в части СНР. То есть Товарищество в налоговой отчетности по НДС (СНР) завысило суммы НДС, относимые в зачет за 1 квартал 2018 года.
Исходя из изложенного, следует, что результаты налоговой проверки по уменьшению зачета по НДС за 1 квартал 2018 года на сумму 14 346,7 тыс.тенге, являются обоснованными.
В соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 411 Налогового кодекса следующие лица вправе относить в зачет дополнительную сумму НДС производители сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства), включая крестьянские или фермерские хозяйства, - по оборотам по реализации товаров, являющихся результатом осуществления деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства), переработке указанной продукции собственного производства.
Согласно пункту 4 статьи 411 Налогового кодекса расчет дополнительной суммы НДС, относимого в зачет, производится по следующей формуле:
НДСдз = (НДСобл - НДСрз - НДСпр) × 70%, где:
НДСдз - дополнительная сумма НДС, относимого в зачет;
НДСобл - сумма НДС, начисленного с облагаемого оборота по реализации по деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи;
НДСрз - сумма НДС, разрешенного к отнесению в зачет, определенная в соответствии со статьями 408, 409 и 410 Налогового кодекса. Такая сумма определяется по подлежащим получению (полученным) товарам, работам, услугам, которые используются или будут использоваться в деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи;
НДСпр - сумма превышения суммы НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, сложившегося на начало отчетного налогового периода нарастающим итогом, по деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи.
Полученное нулевое или отрицательное значение не учитывается при исчислении НДС за налоговый период.
В рассматриваемом случае, по строке 300.00.027 І «Сумма превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, сложившееся на начало отчетного налогового периода нарастающим итогом по деятельности, предусмотренной статьей 411 Налогового кодекса» деклараций по НДС за 1 квартал 2018 года (очередная, дополнительные) Товариществом отражена сумма 18 492,8 тыс.тенге.
Следует указать, что пунктом 1 статьи 215 Налогового кодекса определено, что формирование данных налогового учета осуществляется путем отражения информации, использующейся для целей налогообложения, в хронологическом порядке и с обеспечением преемственности данных налогового учета между налоговыми периодами (в том числе по операциям, результаты которых учитываются в нескольких налоговых периодах, оказывают влияние на размер объекта обложения в последующие налоговые периоды либо переносятся на ряд лет).
При этом в соответствии с подпунктами 3), 4) пункта 1 статьи 19 Налогового кодекса налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика (налогового агента):
представления документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов и платежей в бюджет, полноту и своевременность исчисления, удержания и перечисления социальных платежей;
письменных пояснений по составленным налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговым формам, а также финансовой отчетности налогоплательщика (налогового агента), в том числе консолидированной финансовой отчетности налогоплательщика-резидента (налогового агента), включая финансовую отчетность его дочерних организаций, расположенных за пределами РК, с приложением аудиторского отчета в случае, если для такого лица законами РК установлено обязательное проведение аудита;
В данном случае, по результатам налоговой проверки сумма превышения НДС на начало 2018 года составила 33 302,9 тыс.тенге с учетом данных налоговой отчетности по НДС за предыдущие налоговые периоды.
В свою очередь Компанией «А» не приводятся доводы и подтверждения по неверному определению по результатам проверки самой суммы превышения НДС в размере 33 302,9 тыс.тенге, сложившейся на начало 2018 года. Доводы Компании «А» заключаются только в том, что период, подлежащий налоговой проверке, не должен превышать срок исковой давности.
Следует отметить, что обоснованность определения суммы превышения НДС, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, сложившейся на начало налогового периода нарастающим итогом по деятельности, предусмотренной статьей 411 Налогового кодекса, влияет на правильность расчета дополнительной суммы НДС за 1 квартал 2018 года, срок исковой давности по которому в соответствии с требованиями статьи 48 Налогового кодекса на момент вынесения обжалуемого уведомления не истек.
Таким образом, результаты налоговой проверки по расчету дополнительной суммы НДС, относимого в зачет, с учетом превышения НДС, сложившегося на начало 2018 года в сумме 33 302,9 тыс.тенге, являются обоснованными.
Учитывая изложенное, следует, что результаты налоговой проверки по начислению НДС за 1 квартал 2018 года в сумме 14 671,0 тыс.тенге, являются обоснованными.
- Относительно начисления НДС за 2 квартал 2018 год по прочей деятельности
Позиция налогоплательщика:
В жалобе указано, что в акте налоговой проверке не указано на основании каких счетов-фактур, в разрезе каких покупателей произведена реализация основных средств.
По утверждению Компании «А», к налоговой проверке были предоставлены соответствующие документы (счета-фактуры, журналы регистрации счетов-фактур, бухгалтерские регистры).
Компанией «А» отмечено, что в приложение 300.07 декларации по НДС за 2 квартал 2018 года по прочей деятельности была отражена реализация основных средств на сумму 129 476,4 тыс.тенге, в том числе НДС в сумме 13 872,5 тыс.тенге.
Как следует из акта налоговой проверки, Компанией «А» в нарушение статей 369, 380 Налогового кодекса занижен облагаемый оборот по реализации основных средств на сумму 117 450,9 тыс.тенге, в связи с чем по результатам проверки начислен НДС 14 094,1 тыс.тенге.
Позиция Апелляционной комиссии МФ РК:
В ходе рассмотрения жалобы установлено следующее.
Согласно подпункту 1) пункта 1 статьи 369 Налогового кодекса облагаемым оборотом является оборот, совершаемый плательщиком налога на добавленную стоимость по реализации товаров, работ, услуг, за исключением необлагаемого оборота, указанного в статье 370 Налогового кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 380 Налогового кодекса если иное не предусмотрено статьей 381 Налогового кодекса, размер оборота по реализации определяется как стоимость реализуемых товаров, работ, услуг исходя из применяемых сторонами сделки цен и тарифов без включения в них НДС, если иное не предусмотрено законодательством РК о трансфертном ценообразовании.
В рассматриваемом случае, из материалов и информации, предоставленных налоговым органом, следует, что за 2018 год согласно данным Налогового регистра по определению стоимостных балансов подгрупп (групп) фиксированных активов (ФА) и последующих расходов по ФА, данным Вспомогательного налогового регистра по расчету амортизационных отчислений и других вычетов по ФА Компании «А», стоимость выбывших ФА подгруппы (группы) составила 232 374,9 тыс.тенге в том числе по СНР - 117 450,9 тыс.тенге, по общеустановленному порядку налогообложения - 114 924,0 тыс.тенге.
В соответствии с пунктом 1 статьи 215 Налогового кодекса налоговые регистры предназначены для обобщения и систематизации информации для обеспечения целей налогового учета. Правильность отражения хозяйственных операций в налоговых регистрах обеспечивают лица, подписавшие их.
Более того по данным Приложения «Вычеты по ФА» декларации по КПН за 2018 года по строке 100.02.005 «Стоимостный баланс групп (подгрупп) на конец налогового периода» отражено 3 237 542,0 тыс.тенге; по строке 100.02.006 «Амортизационные отчисления по ФА» отражено 705 145,5 тыс.тенге. То есть стоимостный баланс групп (подгрупп) на конец 2018 года за минусом амортизационных отчислений по ФА составил 2 532 396,5 тыс.тенге, которая Компанией «А» и перенесена в строку 100.02.001 «Стоимостный баланс групп (подгрупп) на начало налогового периода» Приложения «Вычеты по ФА» декларации по КПН за 2019 года.
При этом в жалобе указано, что в налоговой отчетности по НДС Товариществом отражена реализация основных средств только от прочей деятельности.
Учитывая изложенное, следует, что стоимость выбывших ФА подгруппы (группы) по СНР в сумме 117 450,9 тыс.тенге Компанией «А» не была отражена в налоговой отчетности по НДС.
Решение:
Таким образом, результаты налоговой проверки по начислению НДС в сумме 14 094,1 тыс.тенге от стоимости выбывших ФА по СНР в размере 117 450,9 тыс.тенге, являются обоснованными.
По результатам заседания Апелляционной комиссии принято решение - оставить обжалуемое уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Источник: МФ РК