Источник: КГД МФ РК
Фото: depositphotos.com
Пунктом 1 статьи 136 Кодекса РК «О налогах и других обязательных платежей в бюджет» (далее - Налоговый кодекс РК) установлено, что система управления рисками основана на оценке рисков и включает меры, вырабатываемые и (или) применяемые налоговыми органами в целях выявления и предупреждения риска.
В зависимости от действий налогоплательщиков, совершаемых ими в рамках исполнения налоговых обязательств, возникают различные риски и в зависимости от характера риска налоговыми органами применяются различные методы оценки риска, меры реагирования на них.
Категорирование налогоплательщиков, «ограничение выписки ЭСФ» в рамках пилотного проекта, формирование результатов камерального контроля, а также отбор налогоплательщика (налогового агента) для проведения налоговых проверок являются отдельными направлениями применения системы управления рисками (далее - СУР). Регламентированы различными статьями Налогового кодекса РК и имеют различные подзаконнные нормативно-правовые акты.
Касательно категорирования
Категорирование осуществляется путем отнесения деятельности налогоплательщиков (налоговых агентов) к одной из трех степеней риска: низкой, средней или высокой в соответствии со статьей 136 Налогового кодекса и правила применения Системы управления рисками по критриям, не являющимся конфиденциальной информацией регламентированы приказом Министра финансов Республики Казахстан от 20 февраля 2018 года №252 (далее – Правила).
Согласно пункту 11 Правил степень риска субъекта категорирования рассчитывается по критериям оценки степени риска, не являющимся конфиденциальной информацией, и критериям оценки степени риска, являющимся конфиденциальной (служебной) информацией.
Критерии основаны на характеристике деятельности налогоплательщика по регистрационным данным, представленной налоговой отчетности, показателях финансовой состоятельности, соблюдении налоговой дисциплины. Результаты категорирования актуализируется раз в полугодие. По налогоплательщикам, по которым определена низкая степень риска, в случае непогашения налоговой задолженности и (или) задолженности по социальным платежам более 30 (тридцати) календарных дней, степень риска подлежит актуализации не реже 1 (одного) раза в месяц.
В зависимости от степени риска, присвоенной по результатам категорирования, дифференцируются следующие меры налогового администрирования, связанные с налоговыми обязательствами налогоплательщика:
1) прекращение деятельности отдельных категорий ИП в упрощенном порядке;
2) подача налогового заявления о регистрационном учете по НДС;
3) продление, приостановление представления налоговой отчетности;
4) обеспечение исполнения не выполненного в срок налогового обязательства;
5) принудительное взыскание налоговой задолженности.
По пилотному проекту по совершенствованию администрирования налога на добавленную стоимость
Вместе с тем, на сегодняшний день другим направлением применения СУР, является определение высокорисковых налогоплательщиков в рамках пилотного проекта «по совершенствованию администрирования налога на добавленную стоимость (далее – НДС) на основании информационной системы электронных счетов-фактур (далее – ИС ЭСФ) с применением СУР» (далее - пилотный проект) (присваивается только высокая степень риска).
В соответствии с пунктом 1-1 статьи 68 Налогового кодекса РК в целях модернизации и совершенствования налогового администрирования органы государственных доходов вправе осуществлять реализацию (внедрение) пилотных проектов, предусматривающих иной порядок налогового администрирования и исполнения налоговых обязательств налогоплательщиками.
При этом категории налогоплательщиков, на которых распространяется пилотный проект, права и обязанности налогоплательщиков, налоговых и иных уполномоченных государственных органов, а также организации, территория (участок) и (или) регион осуществления реализации (внедрения) пилотных проектов, правила и сроки реализации (внедрения) пилотных проектов определяются уполномоченным органом.
В этой связи, приказом Первого заместителя Премьер–Министра Республики Казахстан – Министра финансов Республики Казахстан от 3 октября 2019 года №1084 утверждены правила и сроки реализации пилотного проекта по совершенствованию администрирования НДС на основании ИС ЭСФ с применением СУР (далее - Приказ).
Согласно пункту 3 вышеуказанного Приказа участниками пилотного проекта являются, плательщики НДС, которые отнесены к высокой степени риска, определенной СУР, основанной на анализе данных по приобретенным и реализованным товарам, работам и услугам, то есть по оперативным данным, а также налогоплательщики (контрагенты), являющиеся получателями товаров, работ, услуг согласно ЭСФ, выписанным налогоплательщиками, которые отнесены к высокой степени риска.
Выявление целевой группы рисковых налогоплательщиков проводится автоматизировано и высокая степень риска присваивается, в случае одновременного соответствия налогоплательщика группе показателей, определенных процедурой камерального контроля.
В рамках пилотного проекта участники, в случае наличия рисков категорируются, как высокорисковые и в данном случае им направляется уведомление об устранении нарушений, выявленных органами государственных доходов по результатам камерального контроля (далее- Уведомление), по итогам исполнения которого степень риска снимается.
Согласно пункту 9 Приказа, исполнением уведомления признается:
1) в случае согласия с указанными в уведомлении нарушениями - отзыв выписанных ЭСФ, по которым налогоплательщик отнесен к высокой степени риска;
2) в случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями - предоставление налогоплательщиком пояснения с приложением копий документов, подтверждающих факт осуществления финансово-хозяйственной операции.
Касательно камерального контроля
Еще одним направлением применения СУР является формирование результатов камерального контроля.
В соответствии со статьей 96 Налогового кодекса РК в случае выявления нарушений по результатам камерального контроля оформляются:
по нарушениям с высокой степенью риска – уведомление об устранении нарушений, выявленных налоговыми органами по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений;
по нарушениям со средней степенью риска – извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений.
Касательно направления отбор налогоплательщиков (налоговых агентов) для проведения налоговых проверок
В соответствии с пунктом 2 статьи 141 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан от 29 октября 2015 года, применяется особый порядок проведения проверок при осуществлении контроля и надзора в отношении субъектов, отнесенных к высокой степени риска, в сфере обеспечения поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет, полноты и своевременности перечисления социальных платежей.
Оценка степени риска для отбора на налоговую проверку осуществляется в автоматизированном режиме на центральном уровне. Отбор производится на основании Совместного приказа Министра финансов Республики Казахстан от 28 ноября 2018 года №1030 и исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 28 ноября 2018 года №86 «Об утверждении критериев оценки степени риска для отбора субъектов (объектов) налоговой проверки, проводимой по особому порядку на основе оценки степени риска», согласованных с Комитетом по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратурой Республики Казахстан (далее – Совместный приказ).
Пунктом 7 Совместного приказа утверждено, что общий показатель степени риска субъекта (объекта) налоговой проверки рассчитывается по критериям оценки степени риска, не являющимся конфиденциальной информацией и критериям оценки степени риска, являющимся конфиденциальной (служебной) информацией.
Перечень открытых критериев приведен в Совместном приказе и состоит из двух объективных и шести субъективных критериев.
В соответствии с пунктом 8 Совместного приказа по показателям степени риска субъект (объект) налоговой проверки относится к одной из двух степеней риска: высокая (при показателе вероятности свыше 51%) или не высокая (при показателе 51% и ниже).
Таким образом, степень риска по результатам общего категорирования налогоплательщиков (в рамках 136 статьи Налогового кодекса РК), степень риска по результатам пилотного проекта по ограничению выписки ЭСФ, степень риска по результатам камерального контроля, а также степень риска по отбору на налоговую проверку могут быть не идентичны, так как применяются в различных сферах администрирования, имеют различную нормативную правовую базу и различный состав показателей отбора.