Источник: Атамекен кз
Фото: Pixabay
Министерство труда и социальной защиты населения в проекте Социального кодекса Республики Казахстан предлагает усилить нагрузку на бизнес путем увеличения более чем в два раза размера социального пособия по временной нетрудоспособности работников.
На прошлой неделе в Казахстане прошли общественные слушания по рассмотрению проекта анализа регуляторного воздействия Министерства труда и социальной защиты населения РК в рамках проекта Социального кодекса. В конференции посредством Zoom приняли участие представители НПП «Атамекен», отраслевых ассоциаций, более 150 работодателей. Бизнес-сообщество Восточно-Казахстанской области представляли 4 заинтересованных работодателя и начальник отдела развития человеческого капитала Палаты предпринимателей ВКО Асет Адылхан.
Разработчик проекта Социального кодекса РК вынес на рассмотрение предложение об увеличении размера социального пособия по временной нетрудоспособности работников с 15 до 35 МРП за счет средств работодателей. Причиной тому – низкий размер социального пособия по временной нетрудоспособности, который не покрывает расходы работника в связи с временной потерей заработка.
В настоящее время социальное пособие по временной нетрудоспособности выплачивается работодателем в размере 45 945 тенге. По мнению разработчиков проекта, увеличение этой суммы до 107 205 тенге за счет средств работодателей поможет населению улучшить состояние здоровья, а также с учетом достаточных оплачиваемых дней нетрудоспособности у населения будет возможность получения качественного лечения, выявления на ранних стадиях серьезных заболеваний и предотвращения их перехода в хронические.
В случае принятия альтернативы, предложенной Минтруда, средний дневной заработок работника будет умножаться на количество дней нетрудоспособности по больничному листу, но не более 35 МРП. При этом пособие работника с минимальной зарплатой будет составлять максимум 60 тысяч тенге, в зависимости от его дневного дохода.
В своем проекте разработчик указывает на положительный эффект от вводимого изменения, не считая существенным воздействие на бизнес. Но предприниматели и НПП «Атамекен» категорически не согласны с такой постановкой вопроса, ведь принятие нормы по увеличению размера социального пособия повлечет увеличение финансовой нагрузки на всех работодателей.
Представитель Палаты предпринимателей ВКО Асет Адылхан рассказал об итогах анализа регуляторного воздействия в отношении регулирования в рамках обсуждаемого проекта со стороны НПП «Атамекен».
«При подготовке проекта разработчик не учел ряд важных факторов. Например, наемные работники в микро- и малом бизнесе составляют большинство среди всех работников предпринимательства, и их заработная плата составляет в среднем 60-80 тысяч тенге. А Министерство предлагает сделать «подарок» за счет предпринимателей, установив размер оплаты за временную нетрудоспособность много больше, чем непосредственно сама заработная плата таких наемных работников», – комментирует Асет Адылхан.
В НПП справедливо отмечают, что работодатель и так оплачивает лечение наемных работников за счет обязательных отчислений в Фонд обязательного медицинского страхования, причем размер этих отчислений ежегодно возрастает. При этом оплату больничных листов по временной нетрудоспособности можно осуществлять за счет социальных отчислений работодателей в Государственный фонд социального страхования. Также расходы на оздоровление граждан может покрывать страхование жизни и здоровья, без введения новых регуляторов.
Минтруда предлагает работодателям выделять время работникам для прохождения обязательных профилактических осмотров в рабочее время без удержания заработной платы. Однако заболевание может возникнуть по вине самого работника, а также не факт, что он нуждается в срочной медицинской помощи, поэтому вполне может пройти лечение во время отпуска.
«Разработчики проекта совершенно не учитывают, что работодатель за время отсутствия работника несет еще большие убытки, связанные с наймом временного работника, проведением сверхурочных работ для других сотрудников, содержанием дополнительного персонала и прочее. Каждый пропуск сотрудником работы оказывает определенное негативное влияние на производственный процесс и результаты деятельности всей компании», – поясняет Асет Адылхан.
В Нацпалате обращают внимание и на тот факт, что если для крупного бизнеса 35 МРП сравнительно допустимая сумма дополнительных расходов, то малый и микробизнес данная норма серьезно ударит по карману.
«Получается, что фактически ответственность за здоровье человека переложена с государства и самого работника на работодателя, что в корне несправедливо. В «Атамекене» полагают, что это может создать опасный прецедент, позволяющий государству перестать выполнять конституционные обязательства перед своими гражданами», – аргументирует Асет Адылхан.
В своем анализе регуляторного воздействия Нацпалата указывает, что Министерство продемонстрировало однобокий подход к решению поставленной задачи, статистические данные использованы не в полной мере, не просчитаны и не дифференцированы категории наемных работников, на которых распространяется предлагаемая альтернатива.
«Вопросы укрепления здоровья населения необходимо решать иными путями: совершенствовать систему профилактики и раннего скрининга заболеваний, создавать больше бесплатных спортивных площадок, совершенствовать систему санаторно-курортного лечения, улучшать экологическую обстановку, укреплять здоровье подрастающего поколения и так далее. То есть мы считаем, что необходимо искоренять первоисточник проблем, а не распространять императивные нормы на предпринимателей, которые и без того загружены проверками и ограничениями», – подытожил Асет Адылхан.