Решение АК МФ РК - Доначисление КПН и НДС по договору строительства

Вид спора: налоговые споры

Категория налогоплательщика: юридическое лицо

Вид налога: КПН, НДС

Решение Апелляционной комиссии МФ РК: оставить уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения

 

Фабула:

Министерством финансов РК (далее-уполномоченный орган) получена апелляционная жалоба Компании «B» на уведомление о результатах проверки территориального департамента государственных доходов (далее – налоговый орган) о начислении корпоративного подоходного (КПН) и налога на добавленную стоимость на произведенные товары, выполненные работы и оказанные на территории Республики Казахстан (НДС).

Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена комплексная налоговая проверка Компании «B» по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет за период с 01.01.2018г. по 31.12.2020г. по результатам которой вынесено уведомление о начислении КПН в сумме налога 295 220,6 тыс.тенге, НДС в сумме налога 189 861,5 тыс.тенге.

 

Позиция налогоплательщика:

Компания «B», не согласившись с выводами налогового органа, обратилась с апелляционной жалобой, в которой не согласно с уведомлением в части начисления КПН, НДС по взаиморасчетам с Компанией «D».

Из жалобы Компании «B» следует, что по результатам налоговой проверки необоснованно увеличен совокупный годовой доход за 2019 год в сумме 1 162 792,2 тыс.тенге и облагаемый оборот за 2 квартал 2019г. в сумме 1 533 314,0 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «D».

Компания «B» в жалобе указывает, что согласно договору от 20.09.2017г., заключенного с Компанией «D», выполняло строительство гостиничного комплекса. При этом, Компания «B» отмечает, что срок действия Договора продлен до 31.08.2021г., который не учтен в ходе налоговой проверки.

Компания «B», основываясь на нормы стандартов МСФО 11 и 18 считает, что акт выполненных работ за май месяц 2019г. не содержит информации о полном исполнения договора и приемки работ, а также отсутствия задолженности со стороны заказчика работ. При этом, Компания «B» указывает, что в данный момент на объекте продолжаются доработки и устранение замечаний Заказчика, для подписания заключительного Акта выполненных работ и других документов по полному исполнению вышеуказанного договора и в качестве подтверждения к жалобе приложено копия дополнительного соглашения от 30.12.2020г. и акта сверки взаимных расчетов.

Из акта налоговой проверки следует, что Компанией «B» в нарушение статьей 225 – 227, 369, 372 и 379 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) от 25.12.2017г. не включен в совокупный годовой доход за 2019г. в сумме 1 162 792,2 тыс.тенге и облагаемый оборот за 2 квартал 2019г. в сумме 1 533 314,0 тыс.тенге по взаиморасчетам с Компанией «D».

 

Позиция Апелляционной комиссии МФ РК:

Проверив доводы налогоплательщика, исследовав представленные налоговым органом материалы, уполномоченный орган пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 225 Налогового кодекса совокупный годовой доход юридического лица-резидента Республики Казахстан состоит из доходов, подлежащих получению (полученных) данным лицом из источников в Республике Казахстан и за ее пределами в течение налогового периода.

Статьей 226 Налогового кодекса установлено, что в совокупный годовой доход включаются все виды доходов налогоплательщика без включения в них суммы налога на добавленную стоимость и акциза.

Согласно пункту 1 статьи 227 Налогового кодекса доходом от реализации признается сумма дохода, возникающего при реализации товаров, работ, услуг, кроме доходов, включаемых в совокупный годовой доход в соответствии со статьями 228 – 240 настоящего Кодекса, а также доходов, указанных в пункте 4 статьи 258 настоящего Кодекса, в части, не превышающей суммы расходов, указанных в пункте 1 статьи 258 Налогового кодекса.

В соответствии с пунктом 3 статьи 227 Налогового кодекса дата признания дохода от реализации определяется в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Подпунктом 1) пункта 1 статьи 369 Налогового кодекса предусмотрено, что облагаемым оборотом является оборот, совершаемый плательщиком налога на добавленную стоимость по реализации товаров, работ, услуг, за исключением необлагаемого оборота, указанного в статье 370 Налогового кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 372 Налогового кодекса оборот по реализации означает, в том числе передачу прав собственности на товар, включая продажу товара, отгрузку товара, в том числе на условиях рассрочки платежа и (или) в обмен на другие товары, работы, услуги.

Также, пунктом 3 статьи 379 Налогового кодекса определено, что датой совершения оборота по реализации работ, услуг является день выполнения работ, оказания услуг, за исключением случаев, установленных в пунктах 4, 5, 6 и 13 настоящей статьи.

При этом днем выполнения работ, оказания услуг признается дата подписания, указанная в:

акте выполненных работ, оказанных услуг;

документе (кроме счета-фактуры), подтверждающем факт выполнения работ, оказания услуг, оформленном в соответствии с законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, в случае отсутствия акта выполненных работ, оказанных услуг.

Следует отметить, что согласно пункту 3 статьи 190 Налогового кодекса налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета. Порядок ведения бухгалтерской документации устанавливается законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Согласно пункту 1 статьи 6 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику.

Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или события либо непосредственно после их окончания.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 6) статьи 7 Закона о бухгалтерском учете первичные документы, как на бумажных, так и на электронных носителях должны содержать обязательные реквизиты, где среди прочего предусмотрено указание наименования должностей, фамилии, инициала и подписи лиц, ответственных за совершение операции (подтверждение события), и правильность ее (его) оформления.

Таким образом, в совокупный годовой доход и облагаемый включается стоимость реализованных товаров (работ, услуг) при наличии первичных документов, подтверждающих данные сделки, при этом, ведение первичной учетной документации осуществляется в соответствии с требованиями Закона о бухгалтерском учете, в том числе по фиксированию факта совершения операции либо события.

При этом, необходимо отметить, что порядок учета выручки, возникающей от определенных видов операций и событий предусмотрен Международным стандартом финансовой отчетности (IAS) 18 «Выручка», из определений которого определено, что критерием признания выручки услуг являются:

-сумма выручки может быть надежно оценена;

-поступление в организацию экономических выгод, связанных с операцией, является вероятным;

-степень выполнения операции по состоянию на конец отчетного периода может быть надежно оценена;

-затраты, уже понесенные по операции, и затраты, необходимые для завершения ее выполнения, могут быть надежно оценены.

В рассматриваемом случае, согласно договору от 20.09.2017г., заключенного между Компанией «B» (Генеральный подрядчик) и Компанией «D» (далее – Договор от 20.09.2017г.), Компания «B» выполняло строительство Гостиничного комплекса.

При этом, согласно пункту 5.1 Договора от 20.09.2017г. с учетом дополнительного соглашения от 20.03.2019г. Генеральный подрядчик обязуется выполнить работы в срок – 01.06.2019г., при этом обязательства в части взаимных расчетов между сторонами должны быть исполнены в срок до 31.12.2020г.

Следует отметить, что Компанией «B» к жалобе приложено дополнительное соглашение от 30.12.2020г., согласно которому Генеральный подрядчик обязуется выполнить работы в срок – 01.06.2019г., при этом обязательства в части взаимных расчетов между сторонами должны быть исполнены в срок до 01.09.2021г.

Соответственно, согласно Договору от 20.09.2017г. с учетом дополнительных соглашений работы по строительству Гостиничного комплекса Компанией «В» обязано выполнить в срок до 01.06.2019г.

Кроме того, следует указать, что согласно пунктам 2 и 8 Акта приемки объекта в эксплуатацию от 18.06.2019г. строительно-монтажные работы осуществлены с октября 2017г. по июнь 2019г. и сметная стоимость основных фондов, принимаемых в эксплуатацию составляет в сумме 4 886 510,0 тыс.тенге.

Следует отметить, что согласно пункту 1 статьи 118 Гражданского кодекса Республики Казахстан возникновение, изменение и прекращение прав (обременений прав) на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и Законом Республики Казахстан «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество» (далее – Закон о государственной регистрации).

Согласно подпункту 6) статьи 1 Закона о государственной регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество (далее - государственная регистрация) - обязательная процедура признания и подтверждения государством возникновения, изменения или прекращения прав (обременении прав) на недвижимое имущество и иных объектов государственной регистрации в правовом кадастре в порядке и сроки, установленные настоящим Законом и иными законами.

Пунктом 1 статьи 7 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что права (обременения прав) на недвижимое имущество в соответствии со статьями 4, 5 и 6 настоящего Закона, подлежащие обязательной государственной регистрации в правовом кадастре, возникают с момента их государственной регистрации, если иное не установлено настоящим Законом и иными законодательными актами.

В рассматриваемом случае, как следует из писем Филиала НАО «Правительство для граждан» от 11.05.2021г., от 05.07.2021г. гостиничный комплекс Компанией «D» на праве собственности зарегистрирован 28.06.2019г. При этом, в вышеуказанных письмах отмечено, что основанием для государственной регистрации данного недвижимого имущества является акт приемки в эксплуатацию от 18.06.2019г.

Таким образом, право собственности на Гостиничный комплекс у Компанией «D» возникло с 28.06.2019г.

Следует отметить, что налоговым органом представлен акт выполненных работ за май месяц 2019 года по Гостиничному комплексу на общую сумму 1 717 311,7 тыс.тенге. При этом, акт выполненных работ подписаны Генеральным директором Компанией «B», исполнительным директором Компанией «D» и заверены печатями Компаний «B» и «D».

 При этом, из информации налогового органа следует, что общая стоимость выполненных строительно-монтажных работ составляет 4 886 510,0 тыс.тенге, в том числе оборот по реализации без НДС в сумме 4 362 955,1 тыс.тенге, из них Компанией «B» самостоятельно отражены в декларации по КПН (ф.100.00) в сумме 3 200 163,0 тыс.тенге, а именно:

- за 2017г. в сумме 551 035,6 тыс.тенге;

- за 2018г. в сумме 1 816 670,6 тыс.тенге;

- за 2019г. в сумме 832 456,8 тыс.тенге.

При этом, как отмечено выше, акт выполненных работ за май месяц 2019 года по Гостиничному комплексу составлен на общую сумму 1 717 311,7 тыс.тенге, в том числе НДС в сумме 183 997,7 тыс.тенге.

Следовательно, подлежит включению в совокупный годовой доход за 2019г. доход от реализации в сумме 1 162 792,1 тыс.тенге (4 362 955,1 - 3 200 163,0), а также в облагаемый оборот за 2 квартал 2019г. в сумме 1 533 314,0 тыс.тенге (1 717 311,7 – 183 997,7).

 

Решение:

Таким образом, увеличение совокупного годового дохода за 2019г. и облагаемого оборота за 2 квартал 2019г. по вышеуказанным основаниям и соответствующее начисление КПН и НДС по результатам налоговой проверки являются обоснованными.

По результатам заседания Апелляционной комиссии, принято решение – оставить уведомление о результатах проверки без изменения, а жалобу без удовлетворения.

 

Источник: МФ РК

 

Теги: